Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Запорожье военные силой затащили мужчину в автобус
Армия
Артрасчет младшего лейтенанта Сыполова разбил атакующую группу ВСУ
Недвижимость
Эксперт спрогнозировала рост цен на жилье в новостройках Москвы
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

Глобальное оттепление

Обозреватель «Известий» Роман Кильдюшкин — о том, что будет с американской IT-отраслью в случае прихода к власти Джо Байдена
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Принято считать, что политика Дональда Трампа плохо сказалась на развитии американских технологических компаний. Самой большой свиньей, которую президент подложил IT-бизнесу, стала торговая война с Китаем. Конфликт привел к введению пошлин на китайский импорт, и над производителями многих видов электроники нависла угроза дополнительных издержек, поскольку выпуск техники американских брендов в основном сосредоточен в Китае. Apple, Intel, Microsoft и другие открыто просили президента не распространять санкции на их оборудование. Но в ответ Трамп призвал к локализации производства. Что в современных реалиях невозможно — слишком плотно сидит американская экономика на игле дешевой рабочей силы Китая, Тайваня и Индии.

В качестве главного рычага давления на Китай правительство США выбрало Huawei. Белый дом в одночасье запретил американским компаниям вести дела с шэньчжэньским гигантом. Бизнес встретил инициативу непониманием. Ведь Huawei была крупным заказчиком для многих американских производителей микроэлектроники и программного обеспечения. Например, в 2018 году китайская компания потратила на американскую продукцию $11 млрд.

Если президентское кресло займет Джо Байден, дальше будет лучше, но совсем напряжение между США и Китаем не спадет: слишком крепко мастодонты сцепились бивнями. Однако какие-то послабления при новом президенте вполне вероятны. Скорее всего, забудется сумасбродная идея Трампа о блокировке TikTok, а американским производителям электроники разрешат немного торговать с Huawei.

Первые признаки оттепели можно наблюдать уже сейчас. Например, 12 ноября в американском офисе TikTok должен был потухнуть свет, но этого не случилось. Администрация Трампа назначила новый дедлайн — 29 ноября. А Qualcomm в эти выходные получила лицензию на торговлю с Huawei мобильными 4G-модулями.

Потенциальные ценные кадры Трамп тоже заметно проредил. Желая сохранить рабочие места для американцев во время пандемии, в августе Белый дом ужесточил правила получения визы типа H-1B. Обычно американские корпорации пользуются ею для приглашения на работу высококвалифицированных специалистов из других стран. Первыми, кто осудил изменения, стали IT-гиганты. Google, Amazon, Facebook, Microsoft, Tesla и другие технологические компании выступили против ужесточения миграционного контроля. Что неудивительно, ведь среди топ-менеджеров всех этих компаний есть приезжие специалисты.

Американские политологи, опираясь на соответствующий пункт избирательной программы, отмечают, что Байден с высокой долей вероятности отменит ужесточения правил.

Интересно, что, помимо Торговой войны, бывший президент умудрился развязать войну и дома. С Кремниевой долиной. Трамп инициировал антимонопольное расследование против так называемой большой четверки — группы технологических корпораций, в которую входят Google, Apple, Facebook и Amazon (GAFA). Белый дом заподозрил GAFA в антиконкурентном поведении и злоупотреблении доминирующим положении на рынке.

Google обвинили в подтасовке поисковой выдачи таким образом, чтобы пользователи в первую очередь видели сервисы именно этой компании. Apple упрекнули в притеснении разработчиков iOS-приложений. Facebook, оказалось, запугивала или выкупала стартапы, которые потенциально могли составить конкуренцию соцсети.

Но сильнее всех досталось Google. Белый дом настаивает, что Alphabet (материнская компания Google) слишком велика и оказывает сильное давление на всех конкурентов на рынке интернет-рекламы и веб-поиска. Одно из предполагаемых решений — разделение Alphabet на несколько независимых друг от друга компаний.

Многие эксперты сходятся во мнении, что при Байдене давление власти на «большую четверку» снизится. В качестве одного из аргументов приводится близость политика к IT-отрасли. В его команду волонтеров входят бывшие и действующие специалисты Alphabet, Amazon, Facebook, Microsoft и не только.

Ожидается, что как минимум до следующего заметного проступка GAFA антимонопольное преследование может отложится. С другой стороны, пауза может оказаться недолгой ввиду того, что «большой четверке» не дает спуску Евросоюз. Перманентные антитрастовые претензии на другом континенте не дадут выпасть обсуждению проблемы из повестки в США.

Впрочем, не все инициативы Трампа вышли боком IT-индустрии. В 2017 году президент запустил налоговую реформу, сутью которой стало снижение доли обязательной уплаты от прибыли с 35% до 21%. Таким образом президент хотел сократить вывод заработанных международными компаниями денег со штаб-квартирой в США за границу.

Представители Кремниевой долины встретили реформу позитивно и воспользовались ею, чтобы нарастить капитализацию. До прихода Трампа к власти, в 2016 году, Apple, Amazon, Microsoft, Google, Facebook, Tesla и Netflix стоили $2,4 трлн, а сегодня этот показатель близок к отметке $8 трлн.

В плане налогов Байден для IT-отрасли кажется менее привлекательным кандидатом, поскольку он еще летом обещал в случае победы повысить корпоративный налог с 21% до 28%. И считается, что демократ едва ли станет отказываться от своих слов и попробует реализовать налоговую реформу. Чему IT-бизнес едва ли станет рукоплескать.

Впрочем, политологи считают, что пока рано делать далекоидущие прогнозы. Поскольку, до того как Байдену придется решать вопросы в IT-отрасли, ему предстоит удержаться в кресле президента. А насколько затянется переходный период, точно говорить сегодня никто не готов.

Автор — обозреватель «Известий»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир