Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Не только «Чиполлино»

Композитор Ярослав Судзиловский — о том, как Карэн Хачатурян повлиял на всю советскую музыку
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Я — веселый Чиполлино. / Вырос я в Италии. / Там, где зреют апельсины, / и лимоны, и маслины, / фиги и так далее»… Песни из мультфильма «Чиполлино» знает каждый житель СССР. Но не все помнят, что музыку к ним написал классик советской композиторской школы Карэн Хачатурян. И еще менее известно, что у Карэна Суреновича учились почти все композиторы-авангардисты, так что без этой фигуры история отечественной культуры была бы иной. К 100-летию со дня рождения народного артиста самое время вспомнить о его личности и вкладе в нашу культуру.

Мне повезло оказаться одним из немногих его учеников по композиции (в основном он преподавал инструментовку), поэтому мое отношение к его деятельности всегда было окрашено личными впечатлениями от многолетнего интенсивного общения.

Когда меня привели к Карэну Суреновичу на прослушивание перед поступлением в консерваторию, и я впервые увидел его, то подумал, что ему лет 70. На самом же деле Хачатуряну было уже 84 на тот момент. И вот что поразительно: несмотря на такую возрастную пропасть между нами, у нас сразу сложилось взаимопонимание и закипела работа.

Думаю, это как раз тот случай, когда отцы и дети хуже понимают друг друга, чем деды и внуки. Он и стал для меня таким дедушкой. У Карэна Суреновича были не просто уроки по композиции и инструментовке. Это были уроки жизни. Потому что он был свидетелем и участником развития культуры всей второй половины XX века. Например, ему выпало сопровождать Игоря Стравинского во время его легендарного и единственного визита в Москву в 1962 году. Они подружились, Стравинский подарил ему черновики, наброски «Весны священной». Один раз я приезжаю к Карэну Суреновичу домой. Занимаемся, вдруг он достает из шкафа какие-то пожелтевшие нотные страницы и говорит: «Видишь, как Игорь Федорович тут делал?» Я даже сначала не понял, что это «Весна священная», и тем более, что это оригиналы!

Он знал многих выдающихся деятелей — учился у Шостаковича, переписывался с Карлом Орфом (эти письма я держал в своих руках), гастролировал с Ростроповичем... И получалось, что какую бы тему мы ни затрагивали во время занятий, она выводила нас на всемирную историю музыки.

При этом, конечно, у него было чему поучиться и чисто в профессиональном, техническом плане. Он выдающийся мастер, который мог позволить себе писать во всех жанрах: от симфонии и балета до детской песенки. Это та старая школа, которая сегодня уже практически ушла, увы.

В истории советской музыки есть два Хачатуряна: Арам и Карэн. И хотя они родственники, по духу и стилю совершенно друг на друга не похожи. Арам Ильич был всегда очень искренним, подчеркнуто национальным композитором. Он создал универсальный образ советского Востока — вспомним «Гаянэ» и, в частности, «Танец с саблями». Карэн Суренович же склонялся больше к академической линии и стал в этом смысле наследником Шостаковича, хотя тоже иногда использовал армянский фольклор. В том же «Чиполлино» есть отголоски кавказской культуры, да и в фильме «Вий» с Натальей Варлей.

Интересно, что свои киноработы Хачатурян потом адаптировал для академической сцены. Так, «Чиполлино» превратился в балет, который многие годы с успехом шел в Большом театре, а музыка к «Вию» стала Второй симфонией.

У Карэна Суреновича было и еще одно направление деятельности. Многие годы он был секретарем Союза композиторов СССР и занимался вопросами пропаганды советской музыки. Сегодня слово «пропаганда», равно как и «функционер», вызывают у нас исключительно негативные эмоции. Но какой смысл в них вкладывался тогда? Он занимался продвижением советской музыки за рубежом — устраивал исполнения советским композиторам в Чехословакии, Румынии, Болгарии, на фестивалях по всему Советскому Союзу. Можно ли считать это политической задачей? Да, если мы имеем в виду стратегическую культурную политику — то, чего нам сегодня очень не хватает. Но говорить о политике иного плана здесь едва ли можно, ведь Союз композиторов был общественной, а не политической организацией. Это было менеджерское бюро, как мы бы сказали сегодня.

И даже работая на такой должности, Хачатурян оставался внутренне очень свободным человеком, хотя и почти никогда не озвучивал своих общественных взглядов публично. Меня всегда поражало, что это поколение, сформировавшееся еще при Сталине, предпочитало молчать. Вот и Карэн Суренович старался говорить в первую очередь о музыке, зато в ней был по-настоящему открыт ко всему. Через него прошли почти все авангардисты второй половины века. Он преподавал в Московской консерватории с 1952 года, заведовал кафедрой инструментовки, у него учились и Шнитке, и Губайдулина, и многие другие. Таким образом, он повлиял на историю отечественной музыки не только собственными сочинениями и продвижением творчества наших композиторов за рубежом, но и работой с новым, на тот момент прогрессивным поколением, всегда понимая важность преемственности в культуре. Слава Богу, что ее не разрушили ни смены строя, ни социальные потрясения XX века. Осталось сохранить это в будущем.

Автор — композитор, виолончелист, председатель Международной гильдии молодых композиторов «МолОт» Российского музыкального союза, основатель Молодежного отделения и член Совета Союза композиторов РФ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир