Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Российская теннисистка Александрова вышла в полуфинал турнира WTA в Майами
Общество
ФСБ пресекла распространение подпольного оружия в 48 регионах за два месяца
Общество
Пленный боец ВСУ рассказал о пытках со стороны командиров в украинской армии
Интернет и технологии
В России создали соцсеть для водителей
Общество
В оперативных службах сообщили о продолжении поступления воды в рудник «Пионер»
Спорт
Хоккеист Кучеров вернул лидерство в гонке бомбардиров НХЛ
Общество
В Красноярском крае возбудили уголовное дело после нападения мужчины на собаку
Мир
Сенатор из США назвал Израиль религиозно-фундаменталистским формированием
Общество
Небо в Амурской области окрасилось в оранжевый цвет
Общество
Люся Чеботина назвала цели проекта «Голос мой услышь»
Культура
Владимир Пресняков принял участие в проекте «Голос мой услышь»
Общество
Песков заявил об отсутствии планов блокировать Telegram в РФ
Мир
Нарышкин обсудил с министром госбезопасности КНДР сотрудничество двух стран
Спорт
Российский теннисист Медведев вышел в полуфинал «Мастерса» в Майами
Политика
В Минобороны заявили о сотрудничестве России и Мьянмы в условиях санкций
Общество
Полученные от концерта группы «Пикник» доходы направят пострадавшим в «Крокусе»

Ню почему: шедевры искусства, ставшие причиной скандалов

«Известия» вспомнили самые известные произведения, возмутившие общественность
0
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Обвинения в непристойности, оскорблении вкуса и неуважении к традициям художникам приходилось слышать во все времена. Но если до последней трети XIX века спорные произведения владельцы просто публично не экспонировали, то с эпохи импрессионистов началась эра массовых художественных скандалов. А уже в XX веке они и вовсе стали товаром и двигателем карьеры. Энди Уорхол, крупная ретроспектива которого открывается в Москве 25 сентября, понимал это едва ли не лучше других. Поэтому вовсю эпатировал общественность и коллег: снимал фильм «Минет», превращал политических вождей в поп-звезд. «Известия» решили вспомнить нашумевшие шедевры, в свое время возмутившие публику, а сегодня считающиеся классикой.

Франсиско Гойя «Маха обнаженная» (ок. 17971800)

Художники всегда стремились писать обнаженную натуру. Но многие века существовал только один законный способ изобразить ню: представить его как иллюстрацию античного или библейского сюжета. Великие мастера часто пользовались лазейкой, отсюда — бесконечные Венеры, похищения Европы, Адамы и Евы… Например, известно, что у Леонардо да Винчи единственная картина с эротическим образом, увы, не сохранившаяся — «Леда и лебедь». В основе — миф о Юпитере, который превратился в птицу, чтобы соблазнить понравившуюся красавицу. Интересно, что пикантность самих древних историй никого не смущала.

Поэтому решение Франсиско Гойи изобразить испанскую горожанку XVIII–XIX веков совершенно без одежды, да еще и на ложе, с призывно заведенными за голову руками, открывающими взору зрителей все женские прелести, было крайне рискованным. Предполагается, что заказчиком выступил Мануэль Годой, первый министр Испании, и долгое время работа висела у него в особняке, замаскированная другим полотном того же мастера — сегодня оно известно как «Маха одетая». Но в 1808 году инквизиция обнаружила тайник, заставила раскрыть имя живописца и предъявила Гойе обвинения в безнравственности. К счастью, более серьезных последствий удалось избежать, влияние инквизиции к этому времени ослабло, а со временем образ Махи стал одним из самых известных ню в истории искусства.

Эдуард Мане «Олимпия» (1963)

Эта картина — еще одно знаковое ню, которое вызвало публичный скандал еще при жизни автора. В 1865 году «Олимпия» была представлена на Парижском салоне и вызвала там настоящий ураган агрессии. Люди приходили на выставку специально, чтобы повредить картину или плюнуть на нее. Выставленной охране приходилось обнажать оружие, а сам холст от греха подальше повесили настолько высоко, насколько было возможно.

Сегодня эта история кажется удивительной. В конце концов, даже поза у обнаженной красавицы более скромная, чем у Махи — она, по крайней мере, прикрывает рукой интимное место. Но мы не считываем те подтексты, которые сразу видели в XIX веке. По ряду признаков ясно, что Олимпия — дама полусвета. Букет, который держит служанка, передал ей, очевидно, один из прошлых клиентов, а сейчас она смотрит прямо в глаза клиенту новому — на его месте оказывается зритель.

Таким образом, скандальность сюжета — не столько в эротике как таковой, сколько в профессии героини и ее открытом, без тени смущения взгляде. Со временем пикантность темы поблекла, но живописные достоинства стали еще более очевидны. Потрясающий цвет кожи Олимпии (художник работает на тончайших полутонах), выразительная визуальная рифма между чернокожей служанкой и черной же кошкой, их контраст с виртуозно написанными белыми перинами, множество деталей, как, например, цветок, вплетенный в волосы девушки… Всё это делает полотно одним из главных сокровищ музея Орсе, а его редкие путешествия (в том числе — в Москву в 2016 году) непременно становятся событиями.

Гюстав Курбе «Происхождение мира» (1866)

Куда дальше пошел другой француз — Гюстав Курбе. Его работа с ироничным и вроде бы безобидным названием «Сотворение мира» по сей день выглядит провокацией. На первом плане здесь — вагина лежащей обнаженной, ноги дамы при этом бесстыдно разведены. Спит ли модель или предвкушает соитие — зрителю остается догадываться. Мы видим только часть ее тела: от бедер до груди, тоже изображенной весьма откровенно.

Более 120 лет полотно хранилось в частных коллекциях и публично не демонстрировалось. Только в 1980-х оно попало в музей Орсе, где выставляется за пуленепробиваемым стеклом и под присмотром охранника, призванного предотвращать неадекватную реакцию особо впечатлительных зрителей.

Интересно, что споры вокруг полотна продолжаются и сегодня. И если та же «Маха обнаженная» признана всеми как произведение высокого искусства, то «Сотворению мира» многие моралисты отказывают в художественной ценности. Или, по крайней мере, считают, что она не компенсирует непристойности мизансцены. Стоит, однако, оценить неординарную композицию, лишь на первый взгляд элементарную. Сочетание совсем не простой позы и ракурса (чуть сбоку) создают ощущение динамики и почти экспрессионистского излома.

Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885)

Единственное произведение на исторический сюжет в нашей подборке. Впрочем, публикой оно воспринималось не менее остро, чем иные эротические провокации, хотя, казалось бы, как можно возмутить историческим сюжетом, «делами давно минувших дней»?

Следует, однако, помнить, что в момент создания картины в Российской империи были довольно строгие ограничения по изображению любых венценосных особ, и таким — с полубезумным взглядом и лишенным всякого величия — царя прежде не писал никто. Картина не понравилась Александру III, который запретил ее показывать.

Однако в итоге шедевр сильнее пострадал не от цензуры (запрет вскоре был снят), а от неуравновешенных зрителей. Первое покушение на картину было в 1913 году, после чего Илье Репину пришлось самостоятельно восстанавливать изображение и переклеивать холст. Второе произошло 105 лет спустя (картину изрезали ножом), и его последствия Третьяковка скрупулезно устраняет уже третий год.

Рисунки Эгона Шиле (19081918)

Гений австрийского экспрессионизма Эгон Шиле умер совсем молодым, не дожив до 29. А до этого успел попасть в тюрьму — за порнографические рисунки. Отягчающим обстоятельством стала жалоба на совращение малолетней — одной из натурщиц, которую он рисовал в откровенном виде. Насколько обвинения были справедливы, мнения расходятся. Но скандальность изображений не только в возможном использовании обнаженных подростков в качестве моделей. Важнее другое. Пожалуй, впервые в мировом искусстве Шиле показывает женскую наготу без восхищения и скрытого вожделения. Напротив, его фигуры угловаты и болезненно худы, кисти их рук неестественно вытянуты, а оттенок кожи далек от естественного.

Вряд ли эти образы могут служить главной цели порнографии — вызывать возбуждение. Но, как выяснилось, общество это оскорбляет даже сильнее, чем «честная» эротика.

Казимир Малевич «Черный квадрат» (1915)

Все вышеперечисленные произведения вызывали возмущения и скандалы. Но, пожалуй, ни одно из них не порождает столько дискуссий, продолжающихся уже больше 100 лет, как «Черный квадрат». Причем нельзя сказать, что в момент его первой публичной демонстрации споры и негодования были острее, чем годы спустя. Хотя представлена картина была не без провокации: на последней футуристической выставке «0,10» холст висел в углу стены, под потолком — в том месте, где в домах верующих обычно располагаются иконы.

«Квадрат» действительно стал иконой авангарда. И хотя это далеко не первое беспредметное произведение живописи и даже не первая супрематическая работа, ничего сопоставимого по силе отрицания, обнуления принципов, казавшихся незыблемыми, не было ни до, ни после. До сих пор одни считают «Квадрат» наглой мистификацией, другие признают историческую ценность и отказывают в художественной, а третьи даже усматривают в этом образе квинтэссенцию зла. Но что если считать «Квадрат» не произведением искусства как таковым, а точкой, завершающей предложение? Занавесом, опускающимся по окончании первого акта бесконечного спектакля под названием «История мирового искусства»?

Прямой эфир