Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин заявил о вдохновляющем примере ветеранов ВОВ
Армия
Медведев заявил о наличии у России необходимого опыта и потенциала для победы
Мир
Парламент Грузии одобрил во втором чтении закон об иноагентах
Мир
Более 1,6 тыс. сторонников Палестины задержаны в США за две недели
Мир
Захарова осудила идею привлечь женщин к разминированию на Украине
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Мир
Премьер Грузии призвал правоохранителей проявлять терпение на митингах
Мир
У представительства ЕС в Кишиневе прошел митинг в защиту Дня Победы
Мир
СБУ обвинила митрополита канонической УПЦ в разжигании межрелигиозной розни
Мир
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» в целях безопасности
Армия
Российский офицер рассказал о 28 днях в окружении ВСУ
Армия
ВС РФ нанесли поражение штабу оперативного командования ВСУ «Юг»
Мир
Неизвестные бросили коктейль Молотова в синагогу в Варшаве
Общество
На выставке «Россия» прошло шествие под лозунгом «Май! Труд крут!»
Мир
Политолог назвал поддержку Латвией ударов Украины по РФ очередной провокацией
Общество
Арестован за взяточничество замминистра энергетики Свердловской области Кислицын
Общество
Дело о жестоком обращении с животными на конезаводе возбудили на Ставрополье
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Пермском крае снимают фильм-катастрофу «Одна», основанный на реальной истории пассажирки Ларисы Савицкой, которая выжила после падения самолета с высоты в 5 тыс. м. Жанр благодарный: уже полвека авиакрушения остаются любимым сюжетом кинематографистов. И — очень прибыльным. Мировые сборы «Изгоя» с Томом Хэнксом, например, сопоставимы с кассой больших боевиков, а оба «Экипажа» — и советский, и российский — входят в число самых успешных картин в истории отечественного проката. «Известия» проанализировали, чем же так привлекает зрителей этот жанр.

«Чудо на Гудзоне»

Один из лучших и самых эмоциональных шедевров позднего Клинта Иствуда основан на реальной истории. У самолета, выполнявшего пассажирский рейс из нью-йоркского аэропорта, почти сразу отказали оба двигателя. Каким-то немыслимым образом пилоту Салленбергеру (для друзей он Салли) удалось посадить его на воду в черте города, ни один человек на борту не пострадал. Салли объявили героем, но потом началось громкое расследование.

Летчику пришлось доказывать, что ему действительно нужно было рискнуть жизнью пассажиров и что он никак не мог вернуться в аэропорт. Том Хэнкс блестяще играет внутренние метания своего героя, который и сам временами сомневается, что поступил правильно. В формате IMAX фильм смотрится с особым ощущением: рев двигателей и все перипетии короткого полета вступают в резкий контраст с тихими кабинетами, где Салли вслух и про себя вновь и вновь возвращается к этим злосчастным минутам.

Чудо на Гудзоне

Кадр из фильма «Чудо на Гудзоне»

Фото: Каро-Премьер

«Изгой»

Еще один фильм про крушение самолета с Томом Хэнксом в главной роли — за эту роль он номинировался на «Оскар» и получил «Золотой глобус». Его персонаж тоже сотрудник авиакомпании, но, к сожалению, не пилот, а инспектор, поэтому падение лайнера он предотвратить не смог.

Чак (так зовут героя Хэнкса) единственный выжил после катастрофы, добрался до необитаемого острова и повторил подвиг Робинзона Крузо. Для него этот опыт послужил началом внутреннего перерождения — сухой неврастеничный педант превратился в по-настоящему свободного человека. Может, всё это произошло не без высшего вмешательства?

«Изгой»

Кадр из фильма «Изгой»

Фото: Ист-Вест

«Отрыв»

Первый и самый мощный игровой фильм по мотивам трагедии над Боденским озером в 2002 году. В реальной жизни Виталий Калоев нашел и убил диспетчера, которого винил в смерти своих близких. У Александра Миндадзе, а это его режиссерский дебют, всё куда сложнее. Катастрофа перенесена в Россию и подана в более притчевой манере. У героев нет имен, они вместе пытаются разобраться, что случилось и кто виноват. И хотя диспетчера в фильме тоже убивают, на первый план выходит всё же ощущение смятения и хаоса, беды, которую невозможно компенсировать мщением.

Киноязык картины оказался настолько новаторским, что после премьеры на «Кинотавре» не все поняли, что произошло на экране. Поэтому создатели «Отрыва» перед пресс-конференцией раздали всем краткий пересказ фильма. По мотивам Боденской трагедии вышли также фильмы «Непрощенный» Сарика Андреасяна и «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером.

отрыв

Кадр из фильма «Отрыв»

Фото: Централ Партнершип

«Экипаж» (2016)

Для режиссера Николая Лебедева «Экипаж», как и «Легенда № 17», —это отношения условных сына и отца, которые должны найти друг друга. Перифраз мифа об Одиссее и Телемахе. В «Легенде» эти образы были распределены между тренером и хоккеистом, в «Экипаже» — между молодым и опытным пилотами. Старший считает себя независимым и умелым, младший все силы кладет на то, чтобы доказать «отцу» свои таланты. Для этого ему нужно пройти через суровый обряд инициации: спасти людей после землетрясения, в воздухе перебросить их с одного борта на другой, а потом посадить горящий самолет в аэропорту. После этого он уже будет считаться взрослым, достойным уважения мужчиной, а не безумным юнцом.

«Экипаж»

Кадр из фильма «Экипаж» (2016)

Фото: Централ Партнершип

«Пункт назначения»

Серия хорроров «Пункт назначения» рассказывает о роковом стечении обстоятельств. Композиционно все фильмы строятся одинаково. Нескольким пассажирам удается избежать смерти в крупной аварии, но потом они один за другим умирают, словно невидимый судья мстит им за обман судьбы. Примечательно, что стартовый фильм серии рассказывает об авиакатастрофе и семи счастливчиках, которые почему-то решили не лететь в Париж.

Самолет взрывается на взлете, и теперь нужно понять, как остаться в живых на земле. Игры со смертью — сюжет средневековый, Ингмар Бергман великолепно обыграл его в «Седьмой печати», но в этой идее присутствует нечто настолько жуткое и древнее, что и сегодня «Пункт назначения» остается хитом жанра хоррора.

Пункт назначения

Кадр из фильма «Пункт назначения»

Фото: Гемини

«Юнайтед»

Спортивная драма о трагедии в Мюнхене, случившейся в 1958 году, где разбился самолет с командой «Манчестер Юнайтед» на борту. Погибли несколько спортсменов, которых называли «Малыши Басби» (тренер команды — Мэтт Басби), им всем было меньше 22 лет, и их считали надеждой английского футбола. Сам Басби остался жив, но долгое время провел в больнице. Звезда команды Бобби Чарльтон хотел после трагедии покончить с футболом. Это фильм о страшном горе и его преодолении — как известно, команда выстояла, Чарльтон вернулся в «Манчестер» и даже установил рекорд голов, забитых в играх за этот коллектив.

Юнайтед

Кадр из фильма «Юнайтед»

Фото: Lip Sync Productions

«Аэропорт»

Принято считать, что киномода на авиакатастрофы началась с этой экранизации одноименного романа Артура Хейли. Девять номинаций на «Оскар», стомиллионные сборы в прокате (при бюджете 10 млн). Среди исполнителей главных ролей — Берт Ланкастер, Дин Мартин, Жаклин Биссет и Джин Сиберг.

В картине рассказывается, как психопат со взрывчаткой сел на Boeing, заперся в туалете и взорвал себя. В разгерметизированном самолете образуется огромная дыра, и в таком состоянии он должен добраться до Чикаго и сесть на заснеженную полосу. Спойлер: всё заканчивается наилучшим образом, пассажиры и летчики целы. А вдова террориста попросила прощения у тех, кого ее муж пытался убить в воздухе.

Аэропорт

Кадр из фильма «Аэропорт»

Фото: Universal Pictures

Сколько стоит разбитый самолет

В России фильмы-катастрофы фактически начались с «Экипажа» Александра Митты. Правда, была еще документальная «Повесть о нефтяниках Каспия», ради которой Роман Кармен заставил пожарных вновь разжечь потушенный ими пожар на воде и опять ликвидировать его.

В игровом кино снимать про катастрофы было не принято. В СССР катастроф не было и не могло быть, даже на экране. Но в итоге фильм стал рекордсменом проката 1980 года, его посмотрело более 70 млн зрителей.

— Интересен человек, а не катастрофа, — рассказывал «Известиям» автор ремейка «Экипажа» Николай Лебедев. — При этом жанр фильма-катастрофы позволяет делать то, что другим жанрам несвойственно. Упиваться воссозданием на экране всяческих бедствий, пожаров и катаклизмов бессмысленно, однако и отказываться от возможностей, заложенных в подобном материале, было бы глупо. Потому что на фоне катастрофы объемнее воспринимаются характеры персонажей и их поступки. Оглядываясь назад, я понимаю, что сколь бы ни были головокружительны и увлекательны ситуации, о которых рассказывает фильм, кино получается лишь тогда, когда в центре повествования — не они, а люди с их проблемами.

«Экипаж»

Кадр из фильма «Экипаж» (1979)

Фото: Мосфильм

У нового «Экипажа» зрителей в России было меньше — 5,4 млн, но он входит в десятку самых кассовых отечественных картин, занимая девятое место между «Льдом» и «Викингом». Его сборы — 1,4 млрд рублей, то есть «Экипаж» в нашем прокате еще и рекордсмен в своем жанре. Следом за ним с отставанием в 200 млн идет фэнтезийный фильм-катастрофа «Ной», а среди картин про авиакрушения никто не придвинулся к «Экипажу» даже близко. «Непрощенный» собрал менее 400 млн рублей, «Чудо на Гудзоне» — 153 млн, «Последствия» — 13 млн, «Отрыв» — 166 тыс. «Юнайтед» у нас вовсе не выпустили.

Самым же кассовым фильмом про авиакатастрофы в мире был и остается «Изгой» с Томом Хэнксом: $430 млн. При этом спустя 20 лет после выхода картина остается чрезвычайно востребована на домашнем экране. В ней особенно очевидно, что остаться достойным человеком в экстремальной ситуации, может быть, куда сложнее, чем выбраться из горящих обломков.

Прямой эфир