Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Наследники прозванных «Черными ножами» танкистов рассказали «Известиям» о традициях
Мир
В Таиланде одобрили проект письма о намерении страны вступить в БРИКС
Общество
С начала 2024 года Роскомнадзор заблокировал 30 тыс. мошеннических сайтов
Экономика
Прибыль девелоперов предложили ограничить из-за роста цен на жилье
Мир
Байден посетит Францию по случаю годовщины высадки союзников в Нормандии
Общество
СДЭК могут обязать выплатить неустойки за задержку посылок
Мир
Лидера партии «Шанс» Лунгу выпустили из аэропорта Кишинева после задержания
Политика
Лукашенко подписал закон о приостановке действия ДОВСЕ
Общество
В Росавиации назвали причину экстренной посадки Ми-8 в Мурманской области
Общество
Вдова военкора «Известий» Еремина напомнила о его ключевом качестве
Спорт
ФК «Рубин» продлил контракт с главным тренером Рашидом Рахимовым до 2026 года
Мир
В Армении приостановили вещание российского Первого канала
Спорт
Погодин и Никулин встретятся на ринге в новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Мир
Захарова обвинила в задержании лидера оппозиционной партии «Шанс» Лунгу режим Санду
Экономика
Минфин предложил повысить налог на прибыль организаций до 25%
Экономика
Минфин предложил увеличить порог для применения УСН по доходам до 450 млн рублей
Мир
Госдеп подтвердил запрет на удары ВСУ оружием США вглубь России
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Плановую проверку Минкульта в МХАТ им. М. Горького ждали уже давно — дела пора приводить в порядок, считает художественный руководитель театра Эдуард Бояков. Обвинения в разгроме гримерки своей предшественницы Татьяны Дорониной худрук отвергает. По его словам, в это помещение не входил никто из сотрудников МХАТа — более того, право на него за Татьяной Васильевной сохраняется. Пока Минкульт проверяет контракты театра, коллектив готовится к открытию 123-го сезона. Как рассказал в интервью «Известиям» Эдуард Бояков, переход к новому репертуару произойдет резко: запланированы сразу два десятка премьер.

— Перед нашим интервью появилась информация, что во МХАТе разгромили гримерку Татьяны Дорониной. Это так?

— В МХАТ имени Горького никогда не было личных гримерок у артистов. Татьяна Васильевна ее имела как худрук театра и действующая актриса очень большого масштаба и уровня. Доступ к гримерке был только у Татьяны Васильевны и ее личного помощника. Никто из сотрудников театра в эту гримерку не входил.

Татьяна Васильевна в театре не была уже более года, не играла, соответственно, и своих спектаклей. Право на гримерку мы за ней сохраняли и сохраняем. Но держать ее по-прежнему запертой от всех просто нет возможности. Сейчас идет плановая проверка Минкульта (в том числе и смотр пространств театра), подготовка к открытию сезона — отопления и электрики, уборка, поэтому доступ открыли во все помещения. Личные вещи Татьяны Васильевны перемещались в ее кабинет под присмотром ее помощника Игоря Орбу. Игорь Константинович является не только помощником, но и представителем Татьяны Васильевной в театре: он посещает все совещания у исполнительного директора МХАТ, ему предоставляются все протоколы, отчеты и документы, чтобы Доронина могла быть в курсе того, что происходит в театре.

Доронина

Татьяна Доронина на вечере, посвященном 120-летию МХАТ имени М. Горького, 2018 год

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

— Министерство культуры проверяет контракты по госзакупкам театра. Сообщалось, что уже найдены нарушения — например, некий договор, по которому подрядчик должен был «нумеровать страницы, следить за наличием чая, кофе, лимонов, сахара»…

— Да, я знаю, что у нас идет плановая проверка. Мы, конечно, ожидали ее намного раньше, так как в театре давно не было проверок, пора было всё привести в порядок. При этом работа труппы идет в штатном режиме, никаких изменений нет, готовим запланированные премьеры.

— Сбор труппы вы начали гимном России, а завершили молебном. Вам не кажется это странным или как минимум непривычным?

— В любом учреждении, не только в театре, это должно быть.

— Вы серьезно?

— Конечно.

— В последний раз в Художественном театре служили молебен, наверное, при Станиславском.

— И у Татьяны Дорониной это было. Честное слово. Когда я пришел во МХАТ, здесь иконы были на всех этажах, в женских и мужских гримерных. Я пообещал ребятам очень многое поменять в театре, от многого избавиться, но иконы не трогать.

— У МХАТа теперь модернизированная черно-белая чайка на логотипе. Зачем?

— Логотипы — пространство визуальное и пространство иероглифа, а его не объяснишь. Новую чайку нам создал дизайнер Стефан Лашко. Он же разработал последний вариант логотипа театра «Практика». Но это — не главное в сегодняшнем дне театра.

— Почему решили уйти от стилистики Шехтеля?

— От Шехтеля здесь очень мало чего осталось. Трансформировались шрифты, пририсовывались ордена, которых при Шехтеле не было. У меня в кабинете висят афиши спектаклей эпохи Дорониной: «Аввакум», «Скамейка», «Как я обмывал со Сталиным Сталинскую премию». Это такое разностилье… Да и вообще до сих пор в театре не было единообразия. В этом отношении только художник Александр Боровский при Олеге Табакове проделал определенную работу в МХТ имени Чехова. Вот и мы решили всё привести к одному знаменателю.

МХАТ им. М.Горького

Эдуард Бояков во время сбора труппы МХАТ имени М. Горького, август 2020 года

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Прошедший сезон оказался усеченным. Несмотря на это, есть среди сделанного то, чем вы гордитесь?

— Безусловным успехом этого «кривого» сезона я считаю то, что у нас отстроилась система управления. Ранее всё было сведено в одну точку: это был театр примадонны. Все процессы замыкались на Татьяне Васильевне. Я не критикую эту модель руководства, но директоров в театре просто не было. Были люди, которые уполномочены. Моя модель совсем иная: я создаю команду мощных компетентных людей. История театральных успехов — это всегда история сотрудничества.

— На новый сезон вы наметили 20 премьер. Это значит, что в месяц будете выпускать минимум два спектакля. Выдюжите?

— Это очень сложно, правда. Но процессы в отношении репертуарной политики я вижу именно так. Переход к новому репертуару должен произойти резко. 20 премьер — звучит рискованно, амбициозно и сознательно. И это не истерика. Цифра возникла из анализа того, что требуется сейчас. Либо ты осуществляешь квантовый скачок и претендуешь на статус национального театра, либо живешь в болоте и тратишь энергию на поддержание когда-то созданного. Как в известной лапидарной присказке — нельзя быть чуть-чуть беременной.

— Что вы имеете в виду, когда говорите о национальном театре?

— Уж точно не строчку в налоговом отчете. Для меня это прежде всего культурный феномен, институция, имеющая национальное значение. В 1898 году Станиславский и Немирович создали театр, который в один сезон стал самым модным в Москве. В 1920-х выяснилось, что он — абсолютное национальное достояние, феномен. Ни большевикам, ни Луначарскому, ни Ленину в голову не пришло тронуть его. В 1930-е Сталин 14 раз приходил на спектакль Булгакова «Дни Турбиных», водил на него послов, дипломатов. С появлением Олега Ефремова МХАТ снова стал актуальным. Туда пришли большие артисты, новые название, пошел зритель, стал приезжать Брежнев.

Ефремов

Олег Ефремов во время репетиции с артистами пьесы Антонио Буэро Вальехо «Сон разума» в МХАТ СССР имени М. Горького, 1974 год

Фото: РИА Новости/Фред Гринберг

— Своими планами вы решили ошарашить конкурентов?

— Дело не в конкурентах. Просто надо показать все направления театра. Поэтому возникает цифра 20. Поверьте, она для меня такая же страшная, как и для вас. Просто выбора нет.

— Ваши артисты тоже напуганы?

— Нет. Они видят, как меняется театр, и готовы к нововведениям. 17 сентября приглашаем всех на спектакль «Красный Моцарт» с музыкой Дунаевского. Главную роль в нем сыграет Ирина Линдт, только что пришедшая в труппу. На сцене будет большой оркестр Военно-космических сил РФ. А 27 сентября — премьера спектакля «Холодное сердце» в постановке Олеси Невмержицкой. 9 октября — «Некурортный роман» по пьесе Елены Исаевой и группы авторов. 20 ноября — «Нюрнбергский вальс» по пьесе Александра Звягинцева. И это только осень. Разве плохо, когда у артистов много работы?

— А справятся?

— Конечно. Но будем приглашать и со стороны. В «Вишневый сад» я пригласил звезду «Ленкома» Анну Большову. Чеховская пьеса во МХАТе идет 88 лет. Последней постановке 32 года. Она морально и физически устарела. Но снимать спектакль не будем. Восстановим, как сделали это с «Синей птицей». Это будет историческая реконструкция.

Обязательно будем ставить современную прозу — «Лавра» Евгения Водолазкина, «Хлорофилию» Андрея Рубанова, «Женщин Есенина» по роману Захара Прилепина. Запланирована большая серия поэтических вечеров на третьей сцене. МХАТ невозможно представить без музыки. Помимо «Красного Моцарта» будет серьезная постановка о Шостаковиче по пьесе Соломона Волкова.

— Из художников у вас будут Шемякин и Краснов?

— Конечно. Михаил Шемякин работает над «Песочным человеком» по Гофману. К спектаклю он написал либретто, пишет декорации. Премьеру планируем на конец сезона. А работу Бориса Краснова увидим в сентябре. То, что он сделал в «Красном Моцарте», — очень серьезное высказывание человека со сложной судьбой. Известный сценограф находился долгое время в коме. Но выбрался. Видимо, когда переживаешь такие серьезные потрясения, в жизни многое меняется.

Моцарт

Репетиция спектакля «Красный Моцарт» в МХАТ имени М. Горького, август 2020 года

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

— Говорят, у вас был серьезный кастинг артистов?

— Кастинг — киношное слово. У нас показ. Я не могу сразу распознать артиста по отрывкам. Поэтому устроили интенсивный тренинг на несколько дней для всех кандидатов. Смотрели, как они справляются с заданиями, работают с текстом, импровизируют, слышат задачу.

— В труппу пришел Павел Устинов. Вы взяли его, потому что он хорошо показался на тренинге? Или все-таки за его бэкграунд?

— Лена Исаева, поэт и драматург, предложила мне посмотреть Устинова на предмет его участия в поэтическом вечере. Она была его педагогом в институте и рекомендовала Павла как актера, хорошо чувствующего стих. Выяснилось, что энергия, характер — всё при нем. И в итоге он стал участником программы «Сезон стихов».

Вас не смутила его судимость?

— Наоборот. В этой истории Павел вел себя очень достойно. Не повелся на провокации, которые были с разных сторон. Либеральный лагерь хотел сделать из него мученика. Были виды на парня и со стороны официозно-медийного сообщества. Но Павел повел себя как настоящий мужчина. Придерживался своей позиции. Этим он мне и симпатичен. Кстати, он служил в армии.

— А для артистов важно служить в армии?

— Для мужчины это важно.

— С вами могут не согласиться педагоги театральных вузов. Есть мнение, что за время службы ребята могут растерять навыки. Если, конечно, не отдают долг Родине в Театре Российской армии и в армейских ансамблях песни и пляски.

— В армии ребята приобретают жизненный опыт, без которого артист превращается в капризную, истеричную, лишенную мужского начала особь. С мужчинами в театре вообще очень тяжело. Если женщины — артистки по природе своей: кокетничают, смешат, играют, то мужики должны научиться работать со смыслами. Если у актера нет стержня, он превращается в рохлю. Судьба многих именно по этой причине трагична. На моих глазах происходили процессы, менявшие сущность человека.

Эдуард Бояков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Не для воспитания ли актеров вам понадобилась Новая школа МХАТ?

— Именно так. Мы ее решили создать на базе крупнейшего негосударственного университета «Синергия». Руководство предложило нам набрать студентов и обучать их на нашей территории. У нас в театре много места — 28 тыс. кв. м.

— У вас же есть курс в ГИТИСе. Вам недостаточно?

— Да, целевой актерский курс уже второй год получает образование в ГИТИСе. В Новой школе МХАТ можно будет учиться по трем специальностям: продюсеры, театральные критики, актеры. Это не образование с нуля, а магистратура. То есть к нам придут абитуриенты, уже имеющие высшее образование.

— Вы ждете специалистов для повышения квалификации?

— Да. И это могут быть не только люди с профильным образованием, не только актеры и продюсеры. Могут поступать все, кто почувствовал, что его судьба должна быть связана с театром. Фактически это будет второе высшее образование.

— К вам может поступать, например, биолог, который решил, что ему надо в артисты?

— Да, если он имеет диплом бакалавра, пожалуйста.

— Образование платное?

— Да. В этом университете дорого учиться. Но вуз имеет серьезных партнеров, они берут на себя гранты. А значит, половина курса будет получать образование бесплатно.

— А зачем благотворителям помогать студентам? Может, их ресурсы лучше переключить на театр?

— Да, безусловно, театр нуждается в помощи. Но и в кадровый потенциал надо вкладываться.

Лавр

Эдуард Бояков (в центре) во время репетиции спектакля «Лавр» в МХАТ имени М. Горького, август 2020 года

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

— На какие средства вы планируете осуществить свои грандиозные планы?

— 20 спектаклей мы не сможем поставить только на бюджетные деньги. Потребуется спонсорская поддержка. В числе внебюджетных постановок — постановка Андрея Кончаловского «На дне», «Лавр», за который мы взялись вместе с драматургом Алексеем Зензиновым.

— Вы уже нашли желающих поддерживать МХАТ?

— Они сами нас нашли. Помогают и ничего не просят взамен. Я им 20 раз задал вопрос: «Как мы можем написать о вас?» Но они наотрез отказались от любого упоминания. Люди дают деньги и говорят: «Нам ничего не надо».

— Такая бескорыстная любовь к театру?

— Да. Они поверили в нашу миссию, в то, что наша мечта — создать действительно национальный драматический театр без старомодной официозной эстетики. Мы будем настоящими, современными, яркими, мощными, наступательными и радикальными. И мы рады, что в нас верят.

Справка «Известий»

Эдуард Бояков в 1988 году окончил факультет журналистики Воронежского государственного университета. В 1995-м совместно с СТД учредил фестиваль «Золотая маска». С 2005 по 2013 год был художественным руководителем театра «Практика». С 2018-го стал худруком МХАТ имени Горького, сменив на этом посту Татьяну Доронину.

Прямой эфир