Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ООН может признать Палестину государством без ее вступления в организацию
Мир
NYT узнала о злости Си Цзиньпина на западную критику из-за связей КНР с РФ
Мир
Гуцул раскритиковала преследование в Молдавии празднующих День Победы
Общество
Арестованному во Владивостоке американцу грозит до пяти лет лишения свободы
Мир
Си Цзиньпин подчеркнул недопустимость повторения истории с ударом НАТО по Белграду
Общество
Защита «крабового короля» Кана обжаловала приговор по делу об убийстве
Мир
СМИ узнали о попытке Украины сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке
Мир
Фанаты Билли Айлиш раскритиковали стоимость билетов на концерты
Мир
ЦАХАЛ подтвердила взятие под контроль КПП на границе Рафаха с Египтом
Мир
Обвинение потребовало по 27 лет тюрьмы виновным в аварии на фуникулере в Турции
Страна
Ветеран ВОВ пожертвовал 100 тыс. рублей бойцам СВО
Общество
Мартынова в последнем слове просила суд не разлучать ее с дочерью
Мир
Антонов назвал учения ядерных сил вынужденным ответом на риторику Запада
Мир
В Киргизии волонтеры «Бессмертного полка» взошли на пик имени Путина
Мир
Писавший письмо Путину школьник из Австрии пожелал ему здоровья
Мир
В Босфоре приостановили движение судов из-за севшего на мель сухогруза
Общество
В Москве в ночь на 7 мая выпал снег
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россия должна войти в десятку стран с самым высоким уровнем образования — такая задача была поставлена указом президента о национальных целях развития страны на период до 2030 года. Но на пути достижения этой цели лежит еще немало трудностей, особенно в том что касается образования в сельских районах. К примеру, в селе Канаши Курганской области вот уже несколько лет ждут открытия новой школы, обещанной еще к декабрю 2018 года. И подобная ситуация наблюдается не только в глубинке. В столичном регионе, в селе Ершово (Одинцовский городской округ), люди требуют построить новую школу из-за непригодности старого здания. О том, как решается проблема нехватки школ в российских селах, — в материале «Известий».

Кто-то ждет, а кто-то требует

Жители села Канаши Курганской области с 2017 года ждут, когда будет введена в эксплуатацию новая школа, рассчитанная на 155 мест. По планам местных властей, она должна была открыться еще в декабре 2018-го, однако и спустя почти два года ученики вынуждены получать знания в ветхом старом здании.

В июле отчаявшиеся одолеть сопротивление бюрократов жители входящего в Одинцовский городской округ села Ершово вывесили на своих домах плакаты с требованием построить новую школу в рамках реализации национального проекта «Образование». Здание старой школы в последний раз ремонтировалось более 20 лет назад и не соответствует ни современным критериям образовательного процесса, ни требованиям безопасности.

строительство
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Но не всё так плохо, как может показаться чрезмерно придирчивому наблюдателю. Работа по осуществлению положений нацпроекта «Образование» активно идет во многих сельских районах России. Вот только несколько примеров с мест. До конца года планируется завершить строительство новой школы в селе Корнилово под Томском, рассчитанной на 200 мест. По планам местных властей, это должно будет решить проблему с ученическими местами на ближайшие 5–10 лет. В целом же до 2025 года в Томской области должны появиться 35 новых школ, которые дадут в регионе более 19 тыс. новых учебных мест. В селе Толон Ленского района (Якутия) идет строительство новой школы с детским садом и интернатом, которая заменит старое деревянное здание.

Опора на соседнее село

Проблема сельских малокомплектных школ стала последствием оттока населения из-за экономических процессов 1990-х. Именно поэтому несколько лет назад и был выбран принцип создания опорных школ в центральных усадьбах и крупных селах, куда привозят на учебу детей из окрестных деревень, объяснил в разговоре с «Известиями» первый зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

— В связи с этим перед органами власти на местах и субъектами РФ, да и в целом перед правительством, встала задача, как перестраивать систему образования таким образом, чтобы ребята даже из таких маленьких населенных пунктов могли бы получать достойное образование, — пояснил Рязанский. — Говорят, что, если нет школы, умирает деревня, но мне кажется, что это происходит из-за отсутствия работы: люди начинают покидать эти села, отсюда и малокомплектные школы. Поэтому был взят базовый принцип создания опорных школ в более крупных населенных пунктах. В общем, практика эта себя оправдывает, потому что ребята из таких опорных базовых школ совершенно спокойно попадают в высшие учебные заведения.

интернет

Проведение интернета в одну из сельских школ Алтайского края

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

По словам же директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, последние 20 лет Россия недостаточно вкладывала средства в ремонт школьных зданий, что привело к их изношенности и неадекватности современным требованиям к образовательному процессу. «По оценкам экспертов ,мы ни разу не превысили планку в 70% ученических мест, которые соответствуют современным требованиям», — говорит Абанкина.

У нас есть регионы, где не только недостаточно школ, но и имеющиеся не обладают необходимыми коммуникациями и в целом находятся в очень плохом состоянии. Проблема заключается в том, что эти школы сложно переоборудовать под современные требования к образованию. Например, крайне затруднительно провести в них интернет. Перед нами стоит сама по себе задача обновления школьной инфраструктуры, создания отвечающих современным требованиями и вызовам школьных пространств. Именно поэтому в 2018 году было принято решение прекратить закрытие сельских школ, развивать уже имеющуюся инфраструктуру и заняться строительством новых школ в сельской местности, — подчеркнула директор Института развития образования НИУ ВШЭ.

Инвестиции в будущее

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпросвещения, строительство школ и обновление инфраструктуры образовательных учреждений в сельской местности — приоритетные задачи для ведомства и региональных органов управления образованием, работа над которыми идет в рамках подпрограммы «Сельская школа», входящей в федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование». Реализация нацпроекта рассчитана на 2019–2024 годы.

Только в рамках данной подпрограммы ежегодно выделяется более 3 млрд рублей на создание новых мест в сельских школах и строительство новых. Уже в этом году в рамках программы будет введено около 3,5 тыс. новых мест. Этой задаче подчинен также ряд иных федеральных и региональных программ. Вопрос организации соответствующего контроля над ходом строительства школ и детских садов регулярно прорабатывается с каждым регионом, — подчеркнули в Минпросвещения.

строительство

Строительство школы в отдаленном селе Якутии

Фото: yakutia-daily.ru

В целях повышения качества инфраструктуры общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, в рамках федерального проекта «Современная школа» на базе сельских школ также создаются центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Цель таких центров — совершенствование методов обучения предметам «Технология», «Информатика», «ОБЖ», а также обновление материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей. В 2019 году их было создано более 2 тыс., а в этом году будет открыто уже свыше 3 тыс. центров, рассказали в пресс-службе ведомства.

Как сообщалось в 2018 году, в общей сложности на нацпроект «Образование» из федерального бюджета будет направлено порядка 674 млрд рублей в течение шести лет.

Различия по регионам

В целом сегодня вполне можно говорить о том, что в российских школах, причем и в сельской местности, нет серьезного дефицита школьных мест, однако ситуация очень различается по регионам, отметила Ирина Абанкина.

школа

Занятия в сельской школе Иркутской области

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

— Сейчас мы видим очевидный демографический рост в стране. Из-за этого у нас по СанПиН сняли все ограничения на наполняемость, и сейчас во многих городах это 30–32 человека там, где действительно есть плотность населения и такие классы можно организовать, — подчеркнула Абанкина. — Но там, где речь идет о регионах с очень низкой плотностью населения, где между населенными пунктами большие расстояния и серьезные препятствия в виде рельефа и климатических условий — там нет возможности значительно увеличить наполняемость класса и приходится считаться с этими особенностями в организации сети образовательных учреждений. Иногда за средними цифрами нехватки мест скрывается очень глубокая дифференциация по регионам, поэтому для России все эти задачи остаются актуальными.

Прямой эфир