Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Происшествия
В Луганске в результате взрывов в промышленном районе города начался пожар
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Мир
В Белом доме выразили беспокойство по поводу попытки покушения на Зеленского
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Белгородской области пожарные ликвидировали открытое горение
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Формула-1» — глобальный международный спорт. У главного гоночного первенства мира есть свои армии фанатов едва ли не в каждой стране. Разумеется, популярность этого вида спорта выше там, куда чемпионат приезжает уже долгие годы. За свою более чем полувековую историю «Ф-1» посещала десятки разных государств, а гоночный календарь последних лет состоял из 19–20 стран. Однако в этом разнообразии можно выделить несколько, чьи болельщики наиболее уникально проявляют любовь к «Королевским гонкам».

Итальянские «тиффози»

Италию смело можно отнести к тем государствам, которые за прошедшие десятилетия сохранили наиболее глубокие связи с культурой автоспорта. Во многих отношениях это особенная страна для «Формулы-1». Трасса «Монца» — единственная, которая принимает «Королевские гонки» с самого первого сезона в 1950 году. А сама Италия — одна из первых стран Европы, где начали проводиться автомобильные гонки в классе Гран-при, которые затем постепенно трансформировались в нынешнюю «Ф-1». Наконец, именно Италия дала «Формуле» ее символ и самую знаменитую гоночную команду в мире — Scuderia Ferrari.

«Формула» любви: где живут самые отчаянные фанаты «Королевских гонок»
Фото: instagram.com/Autodromo Nazionale Monza (@autodromonazionale_monza)

Итальянский Гран-при невозможно спутать ни с каким другим. И во многом благодаря болельщикам. Ни на одном другом этапе нельзя увидеть такого количества красных файеров, которые превращают гоночную трассу в настоящее «поле боя», огромных флагов Ferrari размером с трибуны и бесконечного потока итальянских фанатов, создающих особую атмосферу и делающих Гран-при Италии одним из самых посещаемых этапов в календаре. Поклонников «Ф-1» и Scuderia Ferrari называют «тиффози». И хотя этот термин применим к любым спортивным болельщикам, закрепился он именно за «формульными» итальянцами. Примечательно, что «тиффози» могут не болеть за итальянцев в других командах, но всегда будут поддерживать пилота Ferrari, какой бы национальности он ни был.

«Формула» любви: где живут самые отчаянные фанаты «Королевских гонок»
Фото: instagram.com/Autodromo Nazionale Monza (@autodromonazionale_monza)

Японское безумство

Япония — мир настоящего фанатского безумства в «Формуле-1». Гонки с открытыми колесами стали популярными в этой стране еще в 1960-х, когда в серию с собственной командой пришла Honda. На стыке 1980-х и 1990-х годов Honda вместе с McLaren превратилась в непобедимого титана «Ф-1», и любовь японцев к чемпионату начала граничить с одержимостью. В наше время градус фанатизма ничуть не снизился.

Гран-при Японии — единственный этап, на котором уже за несколько дней до главного старта на автодроме полные трибуны. Традиционная автограф-сессия с болельщиками превращается в настоящее представление — каждый поклонник автоспорта пытается всеми возможными способами привлечь внимание команд: фанаты делают шляпы в форме болидов «Ф-1», раскрашивают лица, переодеваются в инопланетных персонажей, расписывают гигантские плакаты, кричат, смеются и рыдают от счастья даже при виде знакомого лица механика Mercedes.

«Формула» любви: где живут самые отчаянные фанаты «Королевских гонок»
Фото: twitter.com/McLaren (@McLarenF1)

В Японии есть фанаты не только Льюиса Хэмилтона или Даниэля Риккардо, но и настоящие поклонники Тото Вольффа (глава команды Mercedes) или Гюнтера Штайнера (глава команды Haas), гоночных инженеров, персональных менеджеров и даже фитнес-тренеров пилотов. На Гран-при Японии вполне можно встретить болельщика с плакатом Pirelli, которая всего лишь поставляет командам гоночные шины.

Британская академичность

Поспорить с Италией и Японией в своей любви к «Формуле-1» способна, пожалуй, только Великобритания. Когда «Королевские гонки» приезжают на трассу «Сильверстоун», там всегда аншлаг. Какой бы ни была погода, каким бы сильным ни был дождь, даже если парковка превратилась в болото и из-за количества воды пилоты не могут выехать на трассу, британцы всё равно останутся довольны посещением своего этапа.

«Формула» любви: где живут самые отчаянные фанаты «Королевских гонок»
Фото: instagram.com/Silverstone (@silverstonecircuit)

Однако у британских болельщиков нет итальянской или японской пламенной страсти к гонкам. Они болеют академично — у них, пожалуй, самое большое количество частных гоночных клубов на один квадратный километр. Каждую неделю в стране проходят заезды на классических машинах — от «Формулы-1» до ралли. Только здесь едва ли не в каждом крупном городе есть магазинчик, в котором можно купить самые настоящие запчасти от болида «Ф-1». Или, например, кусок антикрыла, который владелец магазина подобрал на условном Гран-при Великобритании 1990 года. «Формула-1» — в самом широком смысле часть британской культуры и идентичности.

«Формула» любви: где живут самые отчаянные фанаты «Королевских гонок»
Фото: instagram.com/Silverstone (@silverstonecircuit)

Голландское поклонение

Когда в «Формулу-1» пришел Макс Ферстаппен, самую популярную гоночную серию мира буквально захлестнула волна нидерландских фанатов. Ранее болельщики из Страны тюльпанов ничем особенным не выделялись на фоне поклонников «Ф-1» других европейских стран, однако появление голландского вундеркинда изменило ситуацию. В Нидерландах массово начали следить за «Королевскими гонками» и, в частности, за успехами пилота Red Bull, который в буквальном смысле стал объектом поклонения.

До нынешнего сезона в календаре «Формулы-1» не было голландского этапа (ранее Нидерланды принимали этапы «Ф-1», но последний состоялся в далеком 1985 году). Чтобы поболеть за своего кумира, десятки тысяч фанатов в последние годы скупали билеты на ближайшие к ним Гран-при Бельгии в Спа и Гран-при Австрии в Шпильберге. Любопытно, что на многих трассах «Ф-1» существуют именные трибуны. Например, на немецком Гран-при есть «фанатка» Mercedes, на Гран-при России в этом году появится трибуна Red Bull. Места на них занимают, как правило, фанаты команд, в честь которых они названы. Но не в случае с поклонниками Макса Ферстаппена, которые без разбора скупают билеты в Бельгии и Австрии на любые места.

Столь мощный фанатский фактор не прошел мимо руководства «Королевских гонок», и к 2020 году чемпионат договорился о возвращении в календарь этапов голландской трассы «Зандфорт», где должен был пройти первый за почти 35 лет Гран-при Нидерландов. К разочарованию местных болельщиков, из-за пандемии COVID-19 гонку отменили. Однако, ожидается, что она всё же состоится там в 2021 году.

А что в России?

Российскому Гран-при «Формулы-1» в этом году исполняется всего семь лет, однако в нашей стране за этим видом спорта начали следить гораздо раньше. Впервые автогонки в классе Гран-при попали на экраны еще советских телевизоров в 1986 году, когда в рамках программы «Международные соревнования по автоспорту» прошла трансляция одного из этапов «Ф-1». С тех пор пусть и с перерывами гоночная серия регулярно транслируется на отечественном телевидении.

О российских болельщиках не ходят такие легенды, как об итальянских или японских, и тем не менее у наших фанатов есть свои колоритные особенности. Иногда им даже удается привлечь внимание команд «Формулы-1». Так случилось с жителем Красноярска Игорем Похабовым, который в 2017 году собрал из картона точную модель болида Ferrari в натуральную величину. Мастерство сибиряка настолько впечатлило представителей Scuderia, что команда пригласила его на свою презентацию в Маранелло перед стартом нового сезона.

За годы проведения «Формулы-1» в нашей стране успела сформироваться группа болельщиков, которые регулярно приезжают на этап в Сочи, и их уже даже узнают сотрудники автодрома. Например, из года в год Гран-при России посещает болельщица Фернандо Алонсо, которая проводит на трассе четыре дня гоночного уикенда — ее знает буквально каждый член команды «Сочи Автодрома». Также в Сочи известен болельщик местного хоккейного клуба, который является ярым поклонником Ferrari — на каждый матч своей команды в КХЛ он приходит с большим флагом «Скудерии». Он настолько выделяется на трибунах, что с ним фотографируются другие зрители, пришедшие посмотреть российский хоккей.

Некоторые болельщики приезжают в Сочи большими компаниями и не ограничиваются просмотром Гран-при — сейчас всё популярнее становится активное увлечение автогонками, когда зрители участвуют в мастер-классах и частных заездах в рамках трек-дней. Такие сессии — отличный шанс проехаться по той же трассе, на которой за победы сражаются настоящие звезды мирового автоспорта Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель, Валттери Боттас, Шарль Леклер и другие именитые гонщики.

Организаторы российского Гран-при любовь болельщиков к своим кумирам всячески поддерживают. В первую очередь это касается, конечно, культуры боления за отечественных пилотов. Так, на «Сочи Автодроме» первая именная трибуна была названа в честь Виталия Петрова — первого российского гонщика в «Формуле-1». Затем появились трибуны Сергея Сироткина, который провел один сезон за команду Williams, и Даниила Квята, выступающего в «Королевских гонках» и сейчас. Кроме того, поклонники команд Mercedes-AMG Petronas и Red Bull Racing могут поддержать своих кумиров в специальных фанатских секторах главной трибуны, расположенной напротив пит-лейна.

«Формула» любви: где живут самые отчаянные фанаты «Королевских гонок»
Фото: instagram.com/FORMULA 1 RUSSIAN GRAND PRIX (@sochiautodrom)

Прямой эфир