Принятие поправок к Конституции России — одно из важнейших событий в политической, правовой и социальной жизни государства, которое отражает неразрывный исторический путь нашего становления и развития. По предварительным данным, большинство граждан изменения поддержали. В результате мы получили не только обновленный Основной закон, ориентированный на дальнейшее совершенствование нашей политико-правовой системы, но и смогли отразить связь с историей, предыдущими поколениями, которые самоотверженно работали и созидали в наших с вами интересах. Поэтому теперь задача заключается в сохранении и приумножении труда предков, передаче сильной страны уже нашим детям и внукам.
Процесс проведения общероссийского голосования по поправкам к Конституции сочетал различные формы реализации волеизъявления граждан. Он был организован на крайне высоком уровне, гарантирующем достоверность и прозрачность результатов.
Наравне с привычным для каждого человека голосованием на участках впервые на федеральном уровне сделать свой выбор можно было и в электронном формате. Это говорит о постоянном развитии избирательных процедур и стремлении законодателей сделать их предельно удобными для людей, чтобы как можно больше россиян, желающих принять участие, получили возможность действительно это сделать. Свыше миллиона человек отдали свой голос дистанционно.
Сочетание различных форм волеизъявления позволило каждому выбрать наиболее удобный способ выразить свою гражданскую позицию. Большинство россиян, как и ожидалось, отдали предпочтение традиционному способу и пришли на избирательные участки.
Стоит отметить, что общероссийское голосование проводилось на беспрецедентно высоком уровне открытости. Для обеспечения законности к процессу привлекли рекордное количество наблюдателей — более полумиллиона человек. Многие члены рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию также посетили избирательные участки в качестве наблюдателей. Широкий общественный контроль за соблюдением процедур волеизъявления, безусловно, способствует репрезентативности и достоверности его результатов.
Проведение экзитполов предоставило населению возможность получать информацию о проведении общероссийского голосования в режиме реального времени, что также направлено на обеспечение точности результатов и всесторонней открытости процедуры для общественного наблюдения.
К сожалению, при проведении недельного избирательного марафона не обошлось и без попыток внешнего вмешательства. Так, портал «конституция2020.рф» посетили около 3,5 млн раз из Сингапура. Однако наша система была к этому готова, поэтому все попытки как-то повлиять на итоги голосования не привели к ожидаемым последствиям.
Можно констатировать, что отечественный опыт организации и проведения всероссийского голосования — один из наиболее прогрессивных. Новые форматы можно будет успешно использовать в дальнейшем.
В целом общероссийское голосование задало очень высокую планку для проведения избирательных процедур, продемонстрировав возможность применения электоральных стандартов качественно нового уровня.
И главное — голосование по конституционным нововведениям вызвало небывалый интерес у россиян. Участие значительного числа людей в очередной раз доказывает, что в основе предложенных изменений лежит устойчивый общественный запрос. Граждане понимали, что они голосую не просто за поправки — они голосуют за страну, за наше будущее.
Автор — сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Основной закон, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель верхней палаты в Конституционном суде и Генеральной прокуратуре
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора