Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Общество
В Оренбуржье направили 1 млрд рублей на выплаты жителям в связи с паводком
Общество
Герой России рассказал подробности об избиении мигрантом в Видном
Экономика
На новых территориях России создадут свободную экономическую зону
Мир
В Белом доме признали развитие ситуации на Украине не в пользу Киева
Общество
В аэропорту Сочи указали на неадекватное состояние захватившего самолет мужчины
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
В Шебекино при атаке беспилотника пострадали три человека
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Больные аутоиммунными ревматическими заболеваниями во всех регионах пытаются найти необходимое им лекарство — гидроксихлорохин, который сейчас используют для лечения COVID-19. Проблема не решается с марта, когда стоимость субстанции выросла в 10 раз, производство сократилось, а в аптеках лекарство раскупили те, кто хотел обезопасить себя от коронавируса. В последнюю версию рекомендаций Минздрава по лечению COVID-19 препарат снова попал, поэтому спрос на него не падает. А запасов гидроксихлорохина у больных системной красной волчанкой хватит только на месяц.

Нарасхват

Россияне с ревматическими заболеваниями начали замечать перебои с гидроксихлорохином (плаквенил, иммард) в марте. Причиной стало включение противоревматических лекарств во временные методические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению COVID-19. Препарат сейчас поступает в больницы, минуя розницу, рассказал «Известиям» гендиректор компании DSM Group Сергей Шуляк. А в аптеках его раскупили те, кто пытался обезопасить себя на случай заболевания коронавирусом.

В результате более 150 тыс. человек во всех регионах России остались без жизненно необходимого лекарства, отметила член президиума Российской ревматологической ассоциации «Надежда» Полина Пчельникова.

По ее словам, существует свыше 150 видов ревматических заболеваний. Самые распространенные, помимо артроза, — это ревматоидный артрит, псориатический артрит, анкилозирующий спондилит, системная красная волчанка, болезнь Шегрена, системная склеродермия, системные васкулиты. Всего в России около 14 млн людей с ревматическими заболеваниями.

артрит
Фото: Depositphotos

Как пояснил «Известиям» врач-ревматолог Сергей Сайковский, гидроксихлорохин в первую очередь необходим для лечения нетяжелых форм системной красной волчанки.

— Да, действительно, с тех пор, как гидроксихлорохин объявили препаратом для лечения коронавирусной инфекции, он стал недоступен, — подчеркнул Сергей Сайковский.

О том, что это лекарство исчезло из аптек еще в марте, «Известиям» рассказали больные красной волчанкой из разных регионов страны — Роман из поселка Рыздвяный (Ставропольский край), Ольга из Соликамска (Пермский край), Светлана из Благовещенска (Амурская область), Екатерина из Нижнего Тагила (Свердловская область).

Обидно, что препарат скупили люди, которым он практически не нужен. Нам же сейчас сложно попасть к врачу как в самом городе, так и в области из-за коронавируса, — поделилась Екатерина.

Тотальный дефицит

У больных системными аутоиммунными заболеваниями иммунные клетки начинают атаковать собственный организм, что приводит к поражению не только суставов, но и сердца, почек, легких, сосудов и других органов, пояснила Полина Пчельникова.

Гидроксихлорохин отличается иммуносупрессивным (подавляющим иммунитет) действием. Терапия с его участием необходима для сдерживания нежелательных реакций организма. Опрошенные пациенты из разных регионов отметили, что перебои с лекарствами чреваты ухудшением состояния, ростом слабости и болевого синдрома. Мартовских запасов препарата большинству хватит максимум на месяц.

22 апреля 2020 года волонтеры «Надежды» организовали онлайн-опрос людей с ревматическими заболеваниями по теме доступности лекарств. К 8 июня 2020 в опросе приняли участие 383 респондента из 70 регионов России. 58% опрошенных (222 человека) сообщили о том, что с марта 2020 года они не могут ни купить гидроксихлорохин, ни получить его по льготе. Помимо него, из частных и государственных аптек пропали другие препараты, такие как «Тоцилизумаб» («Актемра»), «Азатиоприн», «Микофенолата мофетил» («Мелсепт», «Майфортик» и другие его торговые наименования).

Нековидная участь: у больных артритами и волчанкой заканчиваются лекарства
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Кроме ажиотажного спроса, на фоне эпидемии коронавируса есть и еще одна причина дефицита таких лекарств.

В мире всего два-три производителя субстанции для гидроксихлорохина. В марте ее стоимость из-за спекулятивного спроса подорожала в 10 раз. Страны выстроились в очередь за покупкой, — рассказал Сергей Шуляк.

Производителей самого препарата, по его словам, тоже не так много. В России есть четыре предприятия, два из которых — иностранные.

Всё зависит от COVID

У людей, скупивших гидроксихлорохин на случай коронавируса, тот сейчас просто бесцельно лежит дома, уверен Сергей Шуляк. При этом препарат продемонстрировал низкую эффективность для лечения COVID-19.

— Во многих странах мира уже отказываются от его использования в терапии коронавируса из-за большого количества нежелательных явлений, — отметил Сергей Шуляк.

Гидроксихлорохин

Гидроксихлорохин

Фото: TASS/Zuma

Тем не менее в последней, седьмой версии временных методических рекомендаций Минздрава по профилактике, диагностике и лечению COVID-19, опубликованной 3 июня, гидроксихлорохин остался в числе рекомендованных препаратов. Кроме того, методичка содержит еще ряд средств, необходимых для лечения ревматических заболеваний, пояснила Полина Пчельникова. Это, в частности, тофацитиниб, олокизумаб, тоцилизумаб, сарилумаб и другие.

— Всего в действующей версии рекомендаций девять препаратов, которые обычно используются для лечения ревматоидного артрита, системной красной волчанки и других. Глядя на ситуацию с гидроксихлорохином, мы опасаемся, что эти препараты также станут недоступны, — отметила Полина Пчельникова.

Из арсенала ревматических средств высокоэффективным в самых тяжелых случаях COVID-19 при резком выбросе в кровь провоспалительных цитокинов («цитокиновый шторм») оказался генно-инженерный биологический препарат «Тофацитиниб», отметил Сергей Сайковский. Правда, по его словам, это очень дорогое лекарство и врачи просто не имели возможности широко им пользоваться. Станет ли он доступен в рутинной врачебной практике, можно будет понять после восстановления нормальной работы системы здравоохранения.

Надежда на возвращение

«Надежда» в конце марта обратилась в компанию Sanofi, производящую плаквенил, с письмом, в котором сообщила об отсутствии в аптеках гидросихлорохина. Та, в свою очередь, отправила обращение в Минздрав (есть в распоряжении «Известий»), где обозначила необходимость строгого учета, мониторинга и контроля любых назначений препарата.

— Мы будем признательны за рекомендации со стороны Минздрава России, которые помогут нам определить надлежащее распределение препарата «Плаквенил», обеспечив доступность препарата для применения по уже утвержденным показаниям, — сказано в обращении.

Нековидная участь: у больных артритами и волчанкой заканчиваются лекарства
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

На запрос «Известий» о том, как ведомство планирует решать проблему с отсутствием препарата в аптеках, ответа не поступило.

Сейчас из-за новостей из разных стран о низкой эффективности гидроксихлорохина при коронавирусе появилась надежда, что стоимость субстанции начнет снижаться и препарат станет более доступным. Теперь все уповают на новое лекарство от COVID-19 — авифавир. Но болезнь до конца не изучена, эффективность этого средства покажет время, отметил Сергей Шуляк.

— Стоит учитывать, что авифавир отличается скромным опытом клинического использования в нашей стране. Вряд ли речь пойдет о массовом применении и полном замещении гидроксихлорохина, — уверен директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов.

Эксперты сошлись во мнении, что развитие ситуации с нехваткой препарата будет зависеть от того, как в дальнейшем станут использовать гидроксихлорохин для лечения коронавируса. Если от него будет решено отказаться, на преодоление дефицита для больных системной красной волчанкой понадобится примерно два месяца.

Прямой эфир