Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Происшествия
В Луганске в результате взрывов в промышленном районе города начался пожар
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Мир
В Белом доме выразили беспокойство по поводу попытки покушения на Зеленского
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Белгородской области пожарные ликвидировали открытое горение
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Май оказался богат на достойные релизы — так, что выбрать лучшие оказалось непросто. Впрочем, сразу было ясно, что не удастся пройти мимо нового альбома Леди Гаги, да и в отечественной поп-музыке было кое-что, заслуживающее внимания. «Известия» напоминают о самых интересных альбомах мая — для тех, кто почему-то забыл их послушать.

Lady Gaga

Chromatica

Стефани Джоанн Анджелина Джерманотта, более известная миру как Леди Гага, ни в каких представлениях и рекомендациях определенно не нуждается. Как, впрочем, и в критических похвалах: всем уже достаточно давно понятно, что эта слегка косящая уроженка Нью-Йорка является для современной поп-музыки столь же знаковой и важной фигурой, проводником в массы новых идей и культурным провокатором, какой была два–три десятка лет назад Мадонна.

Обладательница «Оскара» и 11 «Грэмми», одна из самых талантливых поп-композиторов своего поколения, Леди Гага вольготно чувствует себя в самых разных ипостасях — от беспощадной футуристки в одежде из винила до традиционной эстрадной дивы (кстати, именно там слышно, насколько она хороша как вокалистка — сомневающихся отсылаем к альбому дуэтов с патриархом американской песни Тони Беннеттом).

Шестой лонгплей певицы — коллекция зажигательных, беззастенчиво танцевальных треков, словно сияющих неоном фасадов Лас-Вегаса. Впрочем, как и положено у Леди Гаги, сделано всё не без элегантности, с постоянными аллюзиями к танцевальной культуре 1980-х и 1990-х — и несомненными реминисценциями на Мадонну (трек «Babylon» явно сознательно сделан как своего рода оммаж знаменитой песне «Vogue»). Работа целостная, крепкая — и при этом необычайно легкая, какой и должна быть настоящая эстрада, в какие бы времена ее ни творили.

Sparks

A Steady Drip, Drip, Drip

Калифорнийский дуэт братьев-насмешников, более известный в Европе (не исключая и Россию), нежели на родине, трудно поддается каталогизации и увиливает от точных определений. Начав почти полвека назад с ироничного глэм-рока, они прошли стадии диско, едва ли не панка, «новой волны», электропопа, камерного барочного рока, эпического мюзикла (про Ингмара Бергамана, не меньше) — и вот, наконец, на своем предыдущем диске Hippopotamus нащупали новую стезю. Теперь Рон и Рассел Мэйлы радуют поклонников изысканным — и, как и прежде, довольно ехидным — синтезом поп-мелодики и почти арт-роковых местами аранжировок.

24-й по счету студийный альбом главных интеллектуалов поп-сцены по-прежнему лишен апломба и амбиций. Зато вновь изобилует культурными аллюзиями университетского уровня в текстах и предлагает слушателям обманчивую мелодическую простоту, на которую наложило явный отпечаток тщательное изучение наследия «серьезных» композиторов-минималистов.

Ну и в который уже раз после случившегося в 2010-х очередного ренессанса Sparks трудно удержаться от удивления: как братьям Мэйлам (перевалившим на восьмой десяток) удается это чувство легкости бытия в творчестве — кто еще в наше время рискнет сочинить песню про «единственный хит Стравинского». И — нет, это не «Весна священная».

Бабба

«Березовый сок»

Если в Калифорнии с иронией всё в порядке (по крайней мере, пока живы братья Мэйлы), то в отечественной поп- и рок-музыке с этим делом ситуация традиционно близка к плачевной. Рокеры со звериной серьезностью рвут на груди рубаху, а легкомысленные поп-дивы несут со сцены запредельную чушь (которую, справедливости ради, для них обычно пишут так называемые профессиональные поэты).

Вот редкое исключение — к сожалению, полностью игнорируемое профильными радио- и телепрограммами. Группа с названием, от которого вывернет какую-нибудь питерскую феминистку — дуэт Ольги Чубаровой и Аллы Четаевой, вокалисток культовых инди-групп Cheese People и Bajinda Behind The Enemy Lines. Если вы никогда не слышали их — не удивляйтесь, ибо группы эти (как, естественно, и сама «Бабба») — из Самары, а вся «форматная» музыка у нас или производится в столицах, или импортируется с Украины.

Впрочем, довольно инвектив: «Березовый сок», второй альбом дуэта — потрясающе легкомысленные и несерьезные песни, которые весело слушать и под которые можно танцевать. Поют о женских проблемах, Джоди Фостер, каннибализме — в «лихие 90-е» чем-то подобным занимались бесподобные «Пеп-Си» и «Колибри».

Kamasi Washington

Becoming (Music from the Netflix Original Documentary)

Уходящее десятилетие ознаменовалось в музыке, кроме прочего, внезапным возвращением интереса к джазу. Одним из главных глашатаев этого возрождения стал американский саксофонист Камаси Вашингтон, одинаково к месту приходящийся в студии с рэперами Кендриком Ламаром и Снупом Доггом и патриархами джаза Чиком Кореа и Уэйном Шортером. Его экстравагантная фигура, определенно напоминающая легендарного эксцентрика Сан Ра, высится на сценах нью-йоркских клубов и многотысячных рок-фестивалей.

Поэтому нет ничего удивительного, что именно ему предложили написать саундтрек к документальному фильму о Мишель Обаме. Но если сам «нетфликсовский» продукт, повествующий о туре Обамы в поддержку ее книги «Становление» в 2018 году, будет, вероятно, интересен лишь соотечественникам бывшей первой леди США, то музыка Вашингтона, как и положено хорошему джазу, границ не признает.

Вашингтон вплетает в свои темы элементы «академического» минимализма и танцевальные ритмы, использует фанковую гитару и величественные струнные, создавая эклектичные музыкальные конструкции, чем-то неожиданно напоминающие кинокомпозиции великого аргентинца Гато Барбьери. Тот случай, когда саундтрек грозит пережить популярность фильма, к которому был сочинен.

Robert Fripp

Music For Quiet Moments

А теперь, как обычно, что-то совсем другое. Основатель и бессменный лидер легендарных King Crimson Роберт Фрипп, похоже, вступил в какую-то программу «Британское долголетие». Оказавшись, как и большинство его ровесников, под вынужденным «домашним арестом», 74-летний гитарист вместе со своей супругой Тойей Уиллкокс вовсю демонстрировал в YouTube, что возраст карантинному веселью не помеха. То Роберт и Тойя бодро скакали по саду в костюмах пчелок, то исполняли там же удалой «раздюдюх» под музыку Чайковского, то (уже на кухне) рок-н-роллы и твисты, местами почти акробатические.

Для человека, которого барабанщик Билл Бруфорд когда-то охарактеризовал как «что-то среднее между Сталиным, Ганди и маркизом де Садом», известного своей маниакальной серьезностью и самодисциплиной, такие милые глупости — странный и неожиданный штрих к образу. Не обошлось, конечно, и без музыки: к 8 мая супруги спели песню Дэвида Боуи «Герои», показав фотографии воевавших во Второй мировой родственников.

А давним поклонникам Фрипп сделал неожиданный подарок, выпустив (совершенно бесплатно) архивные записи своих импровизаций разных лет. «Музыка для тихих моментов», как и обещает название — гитарный амбиент, слегка тревожный (особенно это чувствуется в 28-минутном «Реквиеме») и, как это может быть только у Фриппа, идеально структурированный. Майский день, именины сердца — по крайней мере, для настоящих ценителей «серьезной» рок-музыки.

Прямой эфир