Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Алексей Рыбников работает над оперой «Война и мир» и новой книгой, собирается показывать свои фильмы в театрах с живой музыкой и сценическими эффектами и верит в скорую победу над коронавирусом. Об этом народный артист России, председатель совета Союза композиторов рассказал «Известиям».

— Чем занимаетесь в самоизоляции?

— Работаю над оперой «Война и мир» по Толстому. Практически каждый день по много часов. Сама музыка написана давно, а сейчас занимаюсь оркестровкой, аранжировкой — всем необходимым, чтобы представить произведение зрителю. Мы должны были сделать это осенью, но посмотрим, как будет складываться ситуация. Репетиции уже вовсю шли до начала карантина, мы готовились к постановке, делали декорации и костюмы. Надеюсь, до конца года обязательно покажем произведение на сцене, но это зависит не только от нас.

— Вы начали писать «Войну и мир» еще в 2010-м. Сейчас вернулись к этому замыслу?

Тогда возник замысел трехактного большого спектакля. Но доведя работу до определенного этапа, я отвлекся от оперы и переключился на музыкальное кино. И вот настал момент для того, чтобы «Война и мир» была поставлена, однако пришлось ее перерабатывать. Теперь она двухактная. Мне кажется, пауза почти в десять лет пошла на пользу произведению — иногда бывает такое. Там многое пересмотрено с точки зрения современности.

Фрагмент спектакля «Аллилуйя любви»

Фрагмент спектакля «Аллилуйя любви» в Театре Алексея Рыбникова

Фото: Театр Алексея Рыбникова/rybnikovtheater.ru

— Как современность может повлиять на оперу по классическому роману?

— Мне захотелось немного поменять акценты, сделать их более актуальными в плане атмосферы. Дело в том, что проблемы, которые стояли перед страной во время Отечественной войны с Наполеоном, не исчезли и сегодня. За последнее время они только обострились. В самом романе эти темы есть, но им не уделяется большого внимания, а мне показалось уместным вывести их на первый план.

Сейчас у меня новый взгляд и в смысле постановки тоже. Многое поменялось за это время, мир движется очень стремительно, и хочется, чтобы спектакль был созвучен сегодняшнему дню во всех смыслах.

— Существуют два типа художников в широком смысле слова. Одни остро реагируют на происходящее вокруг, в их творчестве тут же это отзывается. Другие живут как бы в своем собственном мире. Шостакович во время войны писал Седьмую («Ленинградскую») симфонию, а Стравинский в тот же период не создавал ничего злободневного. На ваш взгляд, композитор должен быть «в повестке дня»?

— Художник не может быть изолирован от мира — он впитывает в себя энергию сегодняшнего дня, даже если не указывает на реальные события в названиях произведений, не вешает на них злободневных этикеток. За несколько лет до революции Стравинский писал «Весну священную», Скрябин — «Прометея». Эти вещи предвосхитили мировые катаклизмы — войны, революции. Но даже если творец полностью отстраняется от этого мира, будто говоря: «Вы живите в своем мире, а я в своем», — это ведь тоже реакция на то, что происходит.

Однако есть особый вид творчества — создание произведений духовной тематики. Оно в принципе незыблемо и не реагирует на происходящее в мире, потому что там уже всё произошло. В Библии уже всё написано и даже то, чем всё кончится.

— Что вы думаете по поводу нынешних событий?

— У меня есть автобиографическая книга, посвященная моей жизни с 1980 по 2000 год. Там я говорил о том, что грядет эпоха, когда будет меняться мировоззрение всего человечества. Сегодня мы видим, что сдвигаются пласты истории. Люди начали понимать эфемерность незыблемых, как им представлялось, основ. Оказалось, в одну секунду это может исчезнуть. И тогда возникает истинное ощущение ценностей — человеческих и духовных, которые должны быть для людей приоритетом. У человечества сейчас меняется мировоззрение.

Алексей Рыбников

Алексей Рыбников, 1983 год

Фото: РИА Новости/Борис Ушмайкин

— Как вам работается в период самоизоляции?

— Это очень полезно для творческого человека, как ни парадоксально. Хочешь не хочешь, а тебя ничто не отвлекает. Но — безумно не хватает близких людей моих, не хватает контакта с детьми, внуками, коллегами. Оказывается, это давало жизненные силы и наполняло творчество смыслом — я ведь не просто сам для себя пишу. Очень важно, чтобы были люди, с которыми ты вместе работаешь.

Я стараюсь за это время сделать максимум возможного. Это не только «Война и мир», но и фортепианный концерт. Кроме того, я почти закончил свою вторую книжку. В общем, работы у меня много, получаю огромную радость от творческого труда, но хочется, чтобы скорее всё вернулось на круги своя, можно было общаться и радоваться взаимодействию с людьми.

— Когда выйдет книга?

— Сейчас сложно загадывать. Пусть сначала закончится эта чума.

— В прошлом году не стало Марка Захарова. Будете ли вы присматривать за осиротевшим спектаклем «Юнона и Авось» в «Ленкоме»?

Потеря Марка Анатольевича совершенно невосполнимая. Но я думаю, в «Ленкоме» достаточно профессионалов, чтобы следить за состоянием спектакля. Честно говоря, я давно — лет десять, может, больше — не видел эту постановку. Наши пути с Марком Анатольевичем сильно разошлись. Однако, если меня попросят, я с удовольствием помогу, чтобы спектакль и дальше жил.

Марк Захаров и Алексей Рыбников

Марк Захаров и Алексей Рыбников, 1995 год

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

— Почему вы решили заняться кинорежиссурой? И когда широкая публика увидит ваши фильмы: «Дух Соноры», «Литургия оглашенных» и «Потерянный»?

— Я бы хотел подчеркнуть, что это не просто музыкальные фильмы, где поговорили, потом спели песню или станцевали. Это произведения в совершенно необычных жанрах. Первые две картины — кинооперы, в третьей реальность переходит в балет, а балет — обратно в реальность. «Дух Соноры» и «Литургию оглашенных» я сейчас готовлю для проката, но тоже непривычного — не в кинотеатрах, а в театрах с живыми музыкантами и хорами. Перед пандемией мы были близки к началу репетиций и показу «Духа Соноры» с живой рок-группой и элементами театрализации. Получается такое мультимедийное представление.

Следом должна выйти «Литургия оглашенных» — этот фильм надо показывать в театре вместе с другим моим сочинением для четырех хоров, которое называется «Тишайшие молитвы». Мне кажется, современному зрителю будет интересно увидеть соединение разных художественных пластов: кино, театра, музыкального представления. Как только вся эта ситуация закончится — надеюсь, она не продлится бесконечно долго, — работы сразу же возобновятся.

— Почему вы против обычного кинопроката?

— Показы в торговых центрах, где у нас кинотеатры расположены, не для этого жанра. Система проката в целом не подходит для него. Мы в прошлом году возили эти фильмы на кинорынки в Берлине и Каннах, интерес был большой, но я всем рассказывал, как их прокатывать, потому что и в мире киноцентры к такому не готовы. А вот в театрах это может интересно получиться.

— Вы мыслите эти фильмы именно как трилогию?

— Нет, это совершенно самостоятельные произведения. «Литургия оглашенных» — часть большого духовного цикла, в который входят две симфонии. Они уже исполнялись: Симфонией № 6 Tenebrosa дирижировал Валерий Гергиев, Симфонией № 5 «Воскрешение мертвых» — Теодор Курентзис. «Дух Соноры» основан на «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты». А «Потерянный» гораздо больше похож на кинофильм в нашем привычном понимании. Вот он как раз, возможно, будет в традиционном прокате в кинотеатрах.

Кадр из фильма «Литургия оглашенных»

Кадр из фильма «Литургия оглашенных»

Фото: Modern Opera

— Его предыдущее название было «Потерянный рай». Куда делся рай?

— Точно. Запускался он как «Потерянный рай», а потом в процессе фильма наш герой так сыграл, что от рая ничего не осталось — остался просто потерянный человек, поэтому название было изменено на «Потерянный». Это история режиссера, который хочет поставить свой фильм и не может ни у кого найти поддержку. Обычно он делает боевики, блокбастеры, а тут ему захотелось поставить что-то настоящее, что ему дорого. В конце он символически удаляется из этого мира, не найдя в нем понимания.

— Вы говорите об исполнении ваших кинопроектов с живыми музыкантами, актерами. Но сейчас тенденция противоположная: из-за вируса все стремятся сократить реальное присутствие, уменьшить составы исполнителей. Даже переделывают некоторые произведения под новые реалии — чтобы задействовать меньше человек.

Зачем переделывать произведения под пандемию? Гораздо перспективнее — путь создания вакцины и выработки иммунитета. Мне кажется, это должно стать совершенно рядовым явлением, как обычное вирусное заболевание: заболел — выздоровел, и что?

Надеюсь, если не летом, то осенью вакцина должна быть. И тогда уже не встанет вопрос о дистанцировании. Мы же не дистанцируемся, когда идет обычный грипп, кто-то чихает или кашляет. Я верю в победу человечества над этой болезнью. Ну а когда она будет побеждена, искусство вернется. Человечество ведь не лишилось культуры из-за чумы, холеры или проказы. Даже во время этих эпидемий создавались замечательные произведения, театр развивался.

— То есть вы оптимист и верите в скорую победу над коронавирусом?

— Почему оптимист? Мне просто кажется, что другого выхода нет.

Кадр из фильма «Дух Соноры»

Кадр из фильма «Дух Соноры»

Фото: Modern Opera

— В одном интервью вы сказали такую фразу: «Светлое начало в музыке обязательно должно появиться, возродиться на каком-то новом витке». Что вы имели в виду?

XX век наложил свою печать на всё, и на творчество в том числе. Это столетие испытаний, стихии разбушевавшегося зла, неслыханных жертв. Наверное, это естественно, что музыка впитала весь этот ужас. Но человечество победило, преодолело зло, которое было тогда выпущено на свободу, и сейчас нужно сделать следующий шаг, чтобы и последствия эти тоже были преодолены. Должно что-то измениться и в сознании композиторов, чтобы снова начинать осмысливать Гармонию (с большой буквы) мира.

Гармонию в XX веке старались разрушить полностью, но не удалось, потому что такова сущность человека. Когда рождаются дети, им плевать на то, что в мире существует зло. Они изначально гармоничны и ждут от этого мира света и радости. Это моцартовское ощущение мира мне кажется очень ценным, оно не должно быть утеряно ни в коем случае. С этим ощущением мир и выживет. Свежий воздух в искусстве должен быть обязательно.

Справка «Известий»

Алексей Рыбников в 1967 году с отличием окончил Московскую консерваторию (класс композиции Арама Хачатуряна), а в 1969 году — аспирантуру того же вуза. Завоевал всесоюзную известность благодаря двум рок-операм, поставленным в «Ленкоме» Марком Захаровым: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось». В 1988-м основал производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР, а в 1999-м на его базе был создан Театр Алексея Рыбникова. Автор шести симфоний и других произведений академического жанра, а также музыки более чем к 150 кинофильмам. С 2017 года — председатель совета Союза композиторов России. Народный артист РФ, лауреат Государственной премии.

Прямой эфир